ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ФАМИЛИИ
(Исторические подтверждения ономастики фамилии "Кислый")
ПЁТР НИКОЛАЕВИЧ ПЕТРОВ
ИСТОРIЯ РОДОВ РУССКАГО ДВОРЯНСТВА, том 1-й из 2-х. Санкт-Петербург, Книгоиздательство Германъ Гоппе, 1886 год.
Смотреть титульный лист 1-го тома и страницу 122 с генеалогическим древом князей Горбатых-Шуйских и с комментарием.
Страница 122 (цитата):
"Князья Горбатые. Князъ Михаилъ Васильевичъ, прозванiемъ Кислой..."
Кликать на фото и см. увеличенным:
Прим.: Само наименование этой персоны на генеалогическом древе князей Горбатых: "Князь Михаил Васильевич, прозванием Кислой" - подтверждает получение прозвища Кислой (Кислый) в качестве наследуемой фамилии Кислый (Кислой), как то и утверждает историк А.Д. Варганов (см. ниже).
Автор примечания: редактор Кислый500.рф
А. Д. ВАРГАНОВ
СУЗДАЛЬ. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ И АРХИТЕКТУРЕ
Верхне-волжское книжное издательство, 1971 г.
Сканированные 11 избранных листов фотодокумента о превращении наименования свадебного чина "Кислый" в семейную фамилию "Кислый"
Содержание 11-ти фотокопий:
1) Обложка книги: "Суздаль" А. Вагранов,
2) Стр. 1: Об авторе А. Д. Варганове,
3) Стр. 2-3: титульный лист книги А. Варганов, "Суздаль", очерки по истории и архитектуре, Верхне-волжское книжное издательство, Ярославль, 1971,
4) Стр. 4-5: История города, Глава 1: "Ранний период",
5) Стр. 116-117: Раздел "Некрополь Рождественского собора" - см. стр. 117, абзацы 3 - 4 (цитата): "В правой юго-западной части собора находится усыпальница князя Горбатого-Кислого (Кислицы) Михаила Васильевича, умершего в 1535 году... Он сидел на свадьбе царя с Еленой Глинской в «кислых», т.е. со стороны невесты (дружках). Отсюда и получил прозвание «Кислица». Перед смертью Михаил Васильевич принял схиму под именем Закхея..."
6) Стр. 146-147: "Ссыльные узницы и некрополь Покровского монастыря",
7) Стр. 156-157: см. подраздел "Княгиня Александра Горбатова-Кислых.", см. стр. 156 предпоследний абзац (цитата): "Александра была сослана вскоре после этого с двумя малолетними дочерьми... <...> и их родственница Анисия Кислых"
8) Стр. без номера - План усыпальницы Покровского собора: см. № 15 "Александра Горбатова-Кислых и её дочери.",
9) Стр. 180-181: Оглавление,
10) Стр. 182-183: авторский коллектив, данные издания и типографии,
11) Стр. 184: рекламное послесловие к изданию.
кликать на фото и см. увеличенными стр. 117 и 156
прим. 1: Приведенные 11 копий избранных листов полиграфического издания книги являются вторым [первым же является Словарь В. Даля в 4-х томах] из найденных Документов, свидетельствующих о последовательном превращении:
1.1.: наименования свадебного чина "Кислый/Кислица" - в прозвище "Кислый/Кислица" (см. стр. 117, абзацы 3-4),
1.2.: и затем из прозвища "Кислый/Кислица" - в передаваемую членам семьи фамилию "Кислый/Кислов/Кислая/Кислова" (см. стр. 156).
1.1-2.: таким образом: содержание фотокопий (стр. 117 и стр. 156) является Документом о происхождении семейной "фамилии Кислый" из наименования "свадебного чина Кислый".
прим. 2: Продемонстрированные листы полиграфического издания этой книги (в отличие от любого электронного текста или текста в сети Интернет) являются Документом, утверждения которого можно оспорить разве что в судебном порядке.
Скачать скан-копии 11 листов книги "Суздаль. Очерки по Истории и Архитектуре" А. Д. Вагранов - одним архивом .RAR
Искренняя благодарность администратору и организаторам ресурса "Суздаль Онлайн" за предоставленные материалы.
Примечания - редактора Кислый500.рф
САЙТ:
СУЗДАЛЬ ОН-ЛАЙН
новости, история, архитектура, туризм, форум
Раздел "Богородице-Рождественский собор Суздальского Кремля (1222-1225 гг.)",
Глава "Некрополь Рождественского собора".Автор текста А.Д. Варганов (26.09.1905–21.02.1977) историк, археолог, директор Суздальского музея-заповедника.
Упоминание свадебного чина "Кислый" в контексте свадьбы царя Василия III Ивановича и Елены Глинской в 1526 году от Р.Х.
Цитата:
"В правой юго-западной части собора находится усыпальница князя Горбатого-Кислого (Кислицы) Михаила Васильевича, умершего в 1535 году... Он сидел на свадьбе царя с Еленой Глинской в «кислых», т.е. со стороны невесты (дружках). Отсюда и получил прозвание «Кислица». Перед смертью Михаил Васильевич принял схиму под именем Закхея..."
прим. 1: Вышеприведенному утверждению А. Д. Варганова вторит и исследователь рода Шуйских известный историк Г. В. Абрамович в своем труде "Князья Шуйские и Российский трон" (Издательство Ленинградского университета, 1991.— 192 с., ISBN 5-288-00605-9), см. стр. 76-78 - цитата: "...в годы правления Василия III они — не только члены Боярской Думы, но и непременные участники всех семейных торжеств и увеселений великокняжеской семьи. Известно, например, что большая часть московской знати противилась решению Василия III жениться на Елене Глинской. Шуйские тем не менее поддержали великого князя: одной из двух свах на свадьбе в январе 1526 г., являлась жена И. В. Шуйского, Овдотья. Оба брата Васильевичи Шуйские были гостями как на свадьбе великого князя, так и его брата Андрея Старицкого в январе 1533 г."
Сам же Г. В. Абрамович в этом труде ссылается (см. стр. 78, ссылка 17) на первоисточник: "Древнейшая разрядная книга", М. 1901, с. 1.
прим. 2: Слово "Кислый" в русском языке, в русской национальной культуре (вне зависимости от сословий) и в русском свадебном обряде (один из наидревнейших обрядов в Истории человечества!) означает "свадебный чин".
прим. 3: Первым исторически подтвержденным "Свадебным чином - Кислый" в качестве фамилии (т.е. отражающей родственную связь в семье) мы обязаны семьям двоюродных братьев Кислых, двух князей - Ивана Ивановича и Михаила Васильевича Горбатых-Шуйских, потомков Рюрика в 22 колене (подробно см.: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона [http://www.bibliotekar.ru/beg/202.htm]). От прямых потомков Рюрика получить историческое подтверждение происхождения фамилии - есть причина для настоящей гордости своей Фамилией.
прим. 4: Есть необходимость изучить мистическое значение свадебного чина, поименованного как "Кислый" (в т.ч. "Кислый сват"), это необходимо для понимания сакрального (мистического, скрытого) значения Фамилии Кислый: т.к. чин Кислый - действующее лицо свадебного обряда, то этот чин должен обладать и особым (как и все другие участники обряда) мистическим значением - читай: своим четко обозначенным "местом под Богом"...
Источник информации: http://www.suzdalonline.ru/architecture/cathedralofthenativity/
Примечания - редактора Кислый500.рф