ТРАДИЦИИ И СУЕВЕРИЯ ПОНЯТИЯ "КИСЛЫЙ / КИСЛО"
"КИСЛО!"
ПРИЗЫВЫ ДЛЯ "СВИДЕТЕЛЕЙ" ЖЕНИХА И НЕВЕСТЫ НА РУССКОЙ СВАДЬБЕ
книга-сценарий «Зелёная свадьба, 2000 г.»
Автор: Николай Лаврентьев-Тамбовский
Цитата:
"Молодожёнам - "Горько!", свидетелям - "кисло!", родителям - "сладко!".
На свадьбе вновь и вновь молодожёнам «Горько!»,
Под клич такой целуются они.
Свидетели сначала чмокаются только,
Их робость утренней заре сродни..."
скрин-сэйв - кликнуть и см. увеличенным
прим. 1: В произведении автора (см. приведенную выше Цитату) зафиксирована традиция: под крики "Кисло!" со стороны всех гостей свадьбы - целоваться "свидетелю" от друзей жениха и "свидетельнице" от подруг невесты. Описанная традиция и суеверие - есть дошедшее до наших дней древнейшее наследие свадебного действа, имеющего сразу две цели:
- запутать злых духов, так, чтобы злые духи, увидев на свадьбе еще один поцелуй мужчины и женщины ("кислого-свата" и "кислой-свахи" - см. прим.2), среди многочисленных поцелуев не сумели бы различить свою цель для последующих злобных преследований настоящих молодоженов в их будущей семейной жизни,
- проводы из двух социальных групп (из "друзей жениха" и из "подружек невесты") при вступлении в брак их представителей - жениха и невесты (так же см. последние проводы двух молодоженов из двух прежних социальных групп: "мальчишник" - это проводы жениха из мира друзей - в мир взрослых, а "девишник" - это проводы невесты из мира подружек - в мир взрослых: с омыванием в бане, с перезаплетением волос и прощальным оплакиванием бывшей подруги и будущей жены).
прим. 2: Cовременное сочетание законным браком, как юридическое действие двух молодоженов, осуществляется в присутствии и под роспись т.н. "Свидетелей" ["Свидетели" - юридический термин, взамен "кислого свата" и "кислой свахи"], которые в свою очередь получили наименование "Свидетели" в результате атеистической борьбы с "мистикой и мракобесием" (см.: прим. 1) в революционные большевистские и советские времена.
прим. 3: Приходится признать, что народная культура и менталитет народа, в отличие от светских законов, именно в призыве "Кисло!" и в последующем этому призыву поцелуе - сохранили для нас невероятно живучее и самое трепетное напоминание о происхождении фамилии "Кислый / Кислая" из свадебных чинов "Кислый сват" и "Кислая сваха".
Источник информации - "Свадебный портал - У нас свадьба": http://www.unassvadba.ru/stat_791.html
Примечания редактора Кислый500.рф от 24.12.2011.
ДЕНЬ "КИСЛЫЕ ДЕВКИ"
Календарь событий и праздников. Форум "Народный календарь, приметы и фольклор Руси"
Раздел: 8 марта — 67-й день года (68-й в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остаётся 298 дней
Цитаты:
"В этот день, ныне Женский праздник, на Руси девки... кисли, и в том не было ничего удивительного: если до Масленицы свадьбу не сыграли, то теперь ждать им было нужно до лета.
Однако и закисшие девки времени даром не теряли да всякие приговоры для привлечения женихов говорили. Для этого они стерегли появление молодого месяца и, увидев его, вертелись на правой пятке, приговаривая: "Млад месяц, увивай около меня женихов, как я увиваюсь около тебя".
А еще незаметно ото всех вметали сор с улицы в избу и заметали его в передний угол, где его никто не увидит, приговаривая: "Гоню я в избу свою молодцов, не воров, наезжайте ко мне женихи с чужих дворов".
Заводили опару, ставили ее в печь, и, когда она начинала киснуть, брали наперсток, черпали им трижды жидкое тесто и выпивали с приговором: "Как тесто ложится у сердца на месте, так и мысли о рабе Божией (имярек) ложились бы у ретива сердца раба Божия (имярек)".
А после посиделок выходили за ворота, набирали в подол сарафана снега, пололи его — перебирали и бросали на землю, — приговаривая: "Полю, полю просо на девичью косу; где мой женишок, там, собачка, взвой, голосок отдай"..."
см. фото скрин-сэйв увеличенным
прим.1: Неверно считать, будто бы день "Кислые девки" приходится на точную дату 8 марта.
Каждый год день "Кислые девки" бывает в разную календарную дату, как и в разные даты бывает Масличная неделя, и каждый год этот день приходится за 40 дней (период Великого поста) до Пасхи. Точная же дата Пасхи высчитывается каждый год заново - по расположению небесных светил, в т.ч. Солнца.
Правильнее считать, что, имеющий языческие корни, день "Кислые девки" - для несостоявшихся невест совпадает с последним днем Масличной недели - с Прощённым воскресеньем, за которым сразу же начинается т.н. "строгая неделя" Великого поста.
прим.2: Все сговоренные свадьбы, не сыгранные до этого дня, если родители и сваты заново не сговаривались - считались по умолчанию отмененными.
Cкорбный для несостоявшихся молодоженов «денёк». Неслучайно за этим днем следует период Великого поста.
прим.3: Еще одно возможное подтверждение, что фамилия "Кислый / Кислая" имеет этнографические корни, связанные с древнеславянскими традициями и мистикой свадебного обряда, с возможными представлениями наших предков о неразрывной их связи с родной природой и с Космосом.
Источник информации - Форум "Народный календарь, приметы и фольклор Руси": http://kontika.ucoz.ru/forum/36-132-5Примечания - редактора Кислый500.рф