Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Логин / Имя (Name):
Пароль (Password):

(?)

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цели и Задачи KISLY.INFO

ТАМБОВСКИЙ КУРАГОД

Сборник сценариев и материалов для фольклорных коллективов. Выпуск 1. Тамбов 2003.

Л.Ю. Евтихиева

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ ТГУ им. Р.Г. ДЕРЖАВИНА

Материалы к этнографическому словарю - Словарь (стр. 66 - 80)

Присутствует одно из самых подробных научных разъяснений о свадебном чине "Кислый сват"

см. стр.: 70, 71, 74 - толкования №№: 285, 309, 532, 536, 537 - цитаты:

285. Кислый сват - младший брат невесты в обряде выкупа; продает косу невесты. См."косник", мальчик с каталкой", "мальчик со скалкой", "продавец косы".

309. Косник - а) бант, который невеста передает младшей подруге в обряде "заплетение косы"; б) брат, продавец косы. См. "кислый сват".

532. Продавать косу - обрядовое действие, согласно которому с поезжан просят выкуп за косу невесты. Действие сопровождается поговоркой: "Гони полтину, а то невесте косу откину!". См. "кислый сват".

536. Продавец косы - то же, что "кислый сват".

537. Продавцы - свита невесты в обряде выкупа.

кликать на фото и см. увеличенными стр. 70, 71:

Скачать скан-копии девяти листов этнографического словаря Тамбовских говоров Л. Ю. Евтихиевой одним архивом .RAR

прим. 1: Экземпляр Сборника, как и Автореферат кандидатской диссертации 1991 года (см. ниже) - любезно предоставлены самой Людмилой Юрьевной Евтихиевой.

Искренняя благодарность автору Диссертации и этого Сборника.

прим. 2: "Продавец косы невесты" - как синоним свадебного чина "Кислый сват" (он же "Кислый") в интернет упоминается намного чаще и подробнее.

прим. 3: Очевидно небольшое, не принципиальное расхождение с московской (см. далее: кн. Михайло Кислой) и великорусской (см. выше: словарь В.Даля в 4-х томах) трактовками наименования свадебного чина "Кислый - Кислый сват", что скорее всего связано с более поздней колонизацией Великороссами (они же - "москали", они же "северцы") Тамбовских, нежели была ранняя колонизация Московских или Южных Великорусских (в т.ч. "северских") земель.

Вывод всё тот же: "Кислый - свадебный чин".

За подаренный нож тоже отдают символические деньги, как "обряд выкупа/покупки", с целью избежания дальнейшей ссоры или возможных несчастий. В обоих обрядах "оплаты" (ножа или косы невесты) скрыт глубокий мистический смысл - это отдельная тема для этнографических исследований.

прим. 4: Редактором KISLY.INFO найдены фотографии музейных образцов "косника-банта" XVII-XVIII веков, обосновано применение "косника-банта" в качестве официального артефакта фамилии Кислый / Кислая. Подробно см. раздел "НАШЕ НАСЛЕНИЕ. ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ"

Примечания - редактора Кислый500.рф

Цели и Задачи KISLY.INFO

Александр Викторович Гура.

"Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика". М.: Индрик, 2012 ("Традиционная духовная культура славян. Современные исследования"). 936 с.

Монография представляет собой систематизированный свод фактов, относящихся к славянской свадебной традиции; посвящена месту бракосочетания в общем жизненном цикле и символике брака, воплощенной в целом комплексе форм и жанров традиционной народной культуры, и прежде всего – в свадебном обряде, его терминологии и структуре (персонажном, предметном, акциональном и вербальном семиотических кодах). Раскрываются основные понятия, связанные с браком, способы передачи символического содержания свадьбы средствами тематических кодов (военного, растительного, ландшафтного, временнóго, вкусового, различных ремесленных и др.). Систематизированы типы значений мотива брака, широко представленного в народном календаре, народной демонологии и зоологии, медицине, магии, гаданиях, играх, приметах и фольклоре. Обобщены данные по ареалогии и типологии славянской свадьбы и намечены перспективы реконструкции праславянского свадебного обряда. Этнолингвистический анализ материала подчинен задачам семантической реконструкции свадебно-брачной символики в целом, выявлению внутреннего устройства системы традиционных представлений, относящихся к жизненному циклу, и прояснению некоторых общих механизмов организации языка культуры.

ДАЛЕЕ СМОТРЕТЬ ГАЛЕРЕЮ СКАН-КОПИЙ СТРАНИЦ С ТЕКСТАМИ:

Российская Академия наук
Институт Славяноведения

Стр. 161: "Если сватов было двое (например, у русских на Севере, у верхних лужичан) или больше, один из них обычно выделялся как главный: рус. большой сват и малый сват, большой сват и т.д. сватье, коренной сват, кислый сват, старший сват, бел. старты сват, укр. старший сват, пол. starszy swat."

Стр. 183: "Пивом, вином или водкой в свадебном поезде заведовали посляне (казан.), трапезники (перм.), пивник, пивщик (вологод.), пивовоз (вят.), лагунные, лагунные бояре (перм., урал.), лагунник (нижегород., с.-прнкам.), лагунники (самар.), лагун (с.-прикам.), гвоздарь, гвоздари (твер., псков., самар., симбир., нижегород., ярослав., казан., вят.), затычка (твер.), кислый (тул.), кузебурак (Новгород.), шинкар (укр. Чернигов.)…"

Стр. 719: "Совершенно особое место во вкусовом ряду занимает кислое. В отличие от остальных видов вкуса, оно редко входит в оппозицию к другим, как, например, к сладкому в возгласе Кисело![Кисло!], которым участники свадьбы в западной Болгарии заставляют молодых целоваться (Перникская обл., р-н Брезника, АрхБДА)."

Стр. 720: "На самой свадьбе с темой кислого и скисания связан смоленский обычай переливания молодыми перед венчанием кваса из одного ведра в другое с последующим обведением молодых вокруг ведер с квасом и совместным сажанием за стол (СД 2:488), разливание перед брачной постелью пива, по которому молодые шли на брачное ложе, в северном Прикамье (Под.ЭССП:251.268), польский обычай вручения молодым уксуса при встрече родителями жениха (РАЕ, тара 592), уже упоминавшиеся ранее (см. главу 2, § 5) наименования собственно свадьбы и свадебного пира у западных славян и, возможно, словенцев, угощения для родителей невесты после ее самовольного выхода замуж у русских северного Прикамья (кваски) а также названия некоторых свадебных чинов со стороны невесты, имеющих прямое отношение к брачному соединению молодых: Владимир, кисница, кислая — посаженая мать, сваха, сопровождающая невесту к венчанию (Богосл.НТХСЧ; СРНГ 13:237,229), Тамбов, кислый сват — сват (брат или другой родственник невесты), у которого выкупают невесту (Гринб.ЮСТ)…"

Стр. 720-721: "У белорусов Виленской губ. кiслы сват приезжает из дома жениха в дом невесты, когда молодые уезжают к венчанию, привозит с собой водку, хлеб, пироги, жареного барана и, положив эти дары на стол, стережет их, пока молодые не вернутся из церкви для участия в застолье по случаю вступления в брак (Свенцянский у, Вяс.:199)."

Стр. 896 - Лексический указатель: кислая (рус.) – 720; кислый (рус.) – 183; кислый сват (рус.) - 161, 720; кисница (рус.) – 720.

Стр. 936 – Выходные данные издания.

Смотреть скан-копии из монографии Гура А. В. "Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика":

Александр Викторович Гура, автор монографии "Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика" (см. выше), доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела этнолингвистики и фольклора Института славяноведения Российской академии наук. Родился 26 января 1950 года в Вологде. В 1972 году окончил филологический факультет, в 1977 году – аспирантуру МГУ. В 1978 году защитил в МГУ кандидатскую диссертацию "Терминология севернорусского свадебного обряда (на общеславянском фоне)", в 1998 году в Институте славяноведения – докторскую диссертацию "Символика животных в славянской народной традиции: (опыт этнолингвистического исследования)".

Цели и Задачи KISLY.INFO

БЕЛАРУСКІ ДЗЯРЖАЎНЫ ЎНІВЕРСІТЭТ (БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)

ФІЛАЛАГІЧНА ФАКУЛЬТЭТ (ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ)

Кафедра гісторыі беларускай літаратуры (Кафедра истории белорусской литературы)

БЕЛАРУСКАЯ ЛIТАРАТУРА (БЕЛОРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА)
XVIII-XIX СТАГОДДЗЯУ (XVIII-XIX ВЕКОВ)

Зборнiк тэкстау (Сборник текстов)

Мiнск (Минск)
2000

стр. 34 
<...>
ПРАМОВА РУСІНА
<...>
"...А пан Станкевіч кіслы сват под Радушкевічы з самою выскачыў, а не без того, што б лускі не поцераць."
<...>

стр. 232
<...>

"Вучэбнае выданне" (Учебное издание)
"Складальнік і аўтар каментарыя" (Составитель и автор комментариев)
"М.В. Хаўстовіч"
<...>

Смотреть скан-копии из вышеназванного Сборника текстов:

Цели и Задачи KISLY.INFO

АКАДЭМІЯ НАВУК БЕЛАРУСКАЙ ССР
ІНСТЫТУТ МАСТАЦТВАЗНАЎСТВА, ЭТНАГРАФІІ І ФАЛЬКЛОРУ

БЕЛАРУСКАЯ НАРОДНАЯ ТВОРЧАСЦЬ

МІНСК
«НАВУКА І ТЭХНІКА»
1978

ВЯСЕЛЛЕ
АБРАД

Стр. 4:
Рэдакцыйная калегiя
В. К. Бандарчык, М. Я. Грынблат,
К. П. Кабашнікаў, А.С. Фядосік, В. І. Ялтаў

Укладанне, уступны артыкул
і каментарыі
К. А. Цвір

Музычны дадатак З. Я. Мажэйка

У падрыхтоўцы тэкстаў да друку прымаў удзел
В. І. Скідан

Рэдактары тома:
В. К. Бандарчык, А.С. Фядосік

Стр. 190:
ВЯСЕЛЛЕ Ў СВЯНЦЯНСКІМ ПАВЕЦЕ
Запісала Э. Івашкевіч

Стр. 199:
"Бацька сустракае іх на ганку з хлёбам, соллю і гарэлкай, вядзе ў хату і садзіць за стол звычайным парадкам. Побач з маршалкам на зэдлі садзяцца кіслы сват і гаспадары. За сталы, на якіх у асноўным прыпгсы кіслага свата, садзяцца толькі вяселле і запрошаныя госці. Частуюць толькі тых, хто прывёз з сабою прыпасы; маладыя хлопцы і дзяўчаты, якія прыходзяць без запрашэння, забаўляюцца, танцуюць, але ніхто іх не частуе."

Смотреть скан-копии из вышеназванного издания Академии наук Белорусской ССР:

Цели и Задачи KISLY.INFO

Родным и близким сообщить:

Цели и Задачи KISLY.INFO

<<     >>

Цели и Задачи KISLY.INFO

СТРУКТУРА И ТЕРМИНОЛОГИЯ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА

На материале Тамбовских говоров (на правах рукописи) Л.Ю. Евтихиева, Саратов 1991

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Л.Ю. Евтихиевой

Саратовский ордена Трудового Красного Знамени Государственный Университет имени Н.Г. Чернышевского.

На правах рукописи

Специальность 10.02.01-русский язык.

Упоминание в автореферате (см. стр. 12, строка 29 сверху) - цитата:

"кислый сват"

см. стр. 12, строка 29 сверху, внимание и на контекст:

прим. 1: Сама диссертация содержит более 800 страниц машинописного (не компьютерного) текста, который может быть понятен/интересен только профессиональным филологам, лингвистам, этнографам. Поэтому здесь приведено лишь доказательство исследования свадебного чина "кислый сват" в кандидатской диссертации.

прим. 2: Оригинал автореферата любезно предоставлен самой Людмилой Юрьевной Евтихиевой. Низкий ей поклон и благодарность.

прим. 3: На основе научных материалов из упомянутой кандидатской диссертации Л. Ю. Евтихиевой издан Сборник сценариев и материалов для фольклорных коллективов "Тамбовский курагод" - подробно см. выше.

Примечания - редактора Кислый500.рф

Цели и Задачи KISLY.INFO

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА НА РУСИ XV-XVI ВЕКОВ

Принципиальная (примерная) жанровая структура свадебного обряда на Руси - опубликована в "Свадьба в Кокшеньге Тотемского уезда" в записи М. Б. Едемского была опубликована 1910 году в журнале "Живая старина" (Вып. 1, 2. — С. 1—48 (прилож.); Вып. 3. С. 49—96 (прилож.); Вып. 4. — С. 97—137 (прилож.). (Отдельный оттиск: СПб., 1911. 136 с — 7 фото.) Публикация имеет подзаголовок «Читано в заседании Императорского русского географического общества 5 декабря 1908 г."

Источник:
"Свадьба в Кокшеньге Тотемского уезда»" в записи М. Б. Едемского, Глава II: "СВАДЬБА В КОКШЕНЬГЕ", ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Цели и Задачи KISLY.INFO

"Русская свадьба XVI столетия", 15,5 минут, кинопленка, черно-белое, реконструкция, английские субтитры, музыкальная фонограмма.

В фильме продемонстрирована реконструкция всего свадебного обряда с участием основных свадебных чинов. Особое внимание обратить на свадебный чин Кислый [сват] - его отличительный признак: белый свадебный рушник наискосок через грудь.

0:18 секунда - титры: "Художник В. Фестер (по историческим картинам К. Маковского)."

Картина "Боярский свадебный пир" (англ. A Boyar Wedding Feast), или "Русский свадебный пир" (англ. The Russian Wedding Feast), "Русский свадебный пир XVII века" (англ. A Russian Wedding Feast of the Seventeenth Century), "Свадебный пир у боя́р в XVII веке" (англ. The Wedding Fête of the Boyars in the Sixteenth Century) — картина русского художника Константина Маковского, написанная им в 1883 году. Находится в коллекции музея "Хиллвуд" в Вашингтоне, США.
ВНИМАНИЕ: за столом слева спиной к зрителю сидят двое свадебных чинов Кислых в свадебных рушниках наискосок через грудь.

"Свадебный пир у боя́р в XVII веке", картина русского художника Константина Маковского:

Цели и Задачи KISLY.INFO

<<     >>

Родным и близким сообщить: