Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Логин / Имя (Name):
Пароль (Password):

(?)

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цели и Задачи KISLY.INFO

ТАМБОВСКИЙ КУРАГОД

Сборник сценариев и материалов для фольклорных коллективов. Выпуск 1. Тамбов 2003.

Л.Ю. Евтихиева

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ ТГУ им. Р.Г. ДЕРЖАВИНА

Материалы к этнографическому словарю - Словарь (стр. 66 - 80)

Присутствует одно из самых подробных научных разъяснений о свадебном чине "Кислый сват"

см. стр.: 70, 71, 74 - толкования №№: 285, 309, 532, 536, 537 - цитаты:

285. Кислый сват - младший брат невесты в обряде выкупа; продает косу невесты. См."косник", мальчик с каталкой", "мальчик со скалкой", "продавец косы".

309. Косник - а) бант, который невеста передает младшей подруге в обряде "заплетение косы"; б) брат, продавец косы. См. "кислый сват".

532. Продавать косу - обрядовое действие, согласно которому с поезжан просят выкуп за косу невесты. Действие сопровождается поговоркой: "Гони полтину, а то невесте косу откину!". См. "кислый сват".

536. Продавец косы - то же, что "кислый сват".

537. Продавцы - свита невесты в обряде выкупа.

кликать на фото и см. увеличенными стр. 70, 71:

Скачать скан-копии девяти листов этнографического словаря Тамбовских говоров Л. Ю. Евтихиевой одним архивом .RAR

прим. 1: Экземпляр Сборника, как и Автореферат кандидатской диссертации 1991 года (см. ниже) - любезно предоставлены самой Людмилой Юрьевной Евтихиевой.

Искренняя благодарность автору Диссертации и этого Сборника.

прим. 2: "Продавец косы невесты" - как синоним свадебного чина "Кислый сват" (он же "Кислый") в интернет упоминается намного чаще и подробнее.

прим. 3: Очевидно небольшое, не принципиальное расхождение с московской (см. далее: кн. Михайло Кислой) и великорусской (см. выше: словарь В.Даля в 4-х томах) трактовками наименования свадебного чина "Кислый - Кислый сват", что скорее всего связано с более поздней колонизацией Великороссами (они же - "москали", они же "северцы") Тамбовских, нежели была ранняя колонизация Московских или Южных Великорусских (в т.ч. "северских") земель.

Вывод всё тот же: "Кислый - свадебный чин".

За подаренный нож тоже отдают символические деньги, как "обряд выкупа/покупки", с целью избежания дальнейшей ссоры или возможных несчастий. В обоих обрядах "оплаты" (ножа или косы невесты) скрыт глубокий мистический смысл - это отдельная тема для этнографических исследований.

прим. 4: Редактором KISLY.INFO найдены фотографии музейных образцов "косника-банта" XVII-XVIII веков, обосновано применение "косника-банта" в качестве официального артефакта фамилии Кислый / Кислая. Подробно см. раздел "НАШЕ НАСЛЕНИЕ. ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ"

Примечания - редактора Кислый500.рф

Родным, близким и друзьям - сообщить:

<<     >>

Цели и Задачи KISLY.INFO

СТРУКТУРА И ТЕРМИНОЛОГИЯ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА

На материале Тамбовских говоров (на правах рукописи) Л.Ю. Евтихиева, Саратов 1991

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Л.Ю. Евтихиевой

Саратовский ордена Трудового Красного Знамени Государственный Университет имени Н.Г. Чернышевского.

На правах рукописи

Специальность 10.02.01-русский язык.

Упоминание в автореферате (см. стр. 12, строка 29 сверху) - цитата:

"кислый сват"

см. стр. 12, строка 29 сверху, внимание и на контекст:

прим. 1: Сама диссертация содержит более 800 страниц машинописного (не компьютерного) текста, который может быть понятен/интересен только профессиональным филологам, лингвистам, этнографам. Поэтому здесь приведено лишь доказательство исследования свадебного чина "кислый сват" в кандидатской диссертации.

прим. 2: Оригинал автореферата любезно предоставлен самой Людмилой Юрьевной Евтихиевой. Низкий ей поклон и благодарность.

прим. 3: На основе научных материалов из упомянутой кандидатской диссертации Л. Ю. Евтихиевой издан Сборник сценариев и материалов для фольклорных коллективов "Тамбовский курагод" - подробно см. выше.

Примечания - редактора Кислый500.рф

Родным, близким и друзьям - сообщить:

Цели и Задачи KISLY.INFO

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА НА РУСИ XV-XVI ВЕКОВ

Принципиальная (примерная) жанровая структура свадебного обряда на Руси - опубликована в "Свадьба в Кокшеньге Тотемского уезда" в записи М. Б. Едемского была опубликована 1910 году в журнале "Живая старина" (Вып. 1, 2. — С. 1—48 (прилож.); Вып. 3. С. 49—96 (прилож.); Вып. 4. — С. 97—137 (прилож.). (Отдельный оттиск: СПб., 1911. 136 с — 7 фото.) Публикация имеет подзаголовок «Читано в заседании Императорского русского географического общества 5 декабря 1908 г."

Источник:
"Свадьба в Кокшеньге Тотемского уезда»" в записи М. Б. Едемского, Глава II: "СВАДЬБА В КОКШЕНЬГЕ", ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Цели и Задачи KISLY.INFO

"Русская свадьба XVI столетия", 15,5 минут, кинопленка, черно-белое, реконструкция, английские субтитры, музыкальная фонограмма.

В фильме продемонстрирована реконструкция всего свадебного обряда с участием основных свадебных чинов. Особое внимание обратить на свадебные чины Кислый [сват] - отличительный признак: белый свадебный рушник наискосок через грудь.

<<     >>

Родным и близким сообщить: